Портрете Томмазо Ингирами

Давно хотела вам рассказать о портрете Томмазо Ингирами, руки Рафаэля Санти.
Этот портрет меня впечатлил вначале тем, что история и искусство это один клубок хитросплетенных нитей.

Но все по порядку.


В 1472 году Флоренция объявила войну Вольтерре.
Дело было в том, что Вольтерра нашла на своей территории залежи квасцов, минерала очень важного в производстве ткани и кожи. Шахты были арендованы некой эфемерной организацией сиенских и флорентийских коммерсантов, по сути работавших на Лоренцо Медичи.
В какой-то момент правительство Вольтерры поняло свой промах и потребовал шахты назад, а так как никто их отдавать не собирался, взяла их силой, чего не мог конечно потерпеть Лоренцо Великолепный. Под его давлением Флорентийская республика собрала войска и пошла на Вольтерру.
Пока флорентийцы и наемники шли к древнему городу, в Вольтерре началось восстание. Те кто были против Медичи начали резню.
Томмазо Ингирами было тогда 2 года, его отец был за Медичи. Скрываясь от преследования, он и еще несколько его соратников забарекодировались в «Поросячьей башне», которая являлась и тюрьмой и дворцом народного капитана. Убежище было достойным, только никто не мог предполагать что противники подожгут первые этажи и Ингирами задохнется.

Лоренцо Великолепный успешно подавит восстание, Вольтерра окончательно потеряет свою независимость. А семья Ингирами переедет во Флоренцию под протекцию самого Лоренцо Великолепного.
Томмазо с детства был знаком с детьми Лоренцо, будущим папой римским Львом 10, Джульяно герцогом Немурским и Пьеро Невезучим ( Вот жизнь, похлеще любого телесериала). В свои 11 лет он поразит Лоренцо своим стремлением к учебе и знаниями и Великолепный отправит его учиться в Рим. В академии он сдружился с Алессандро Фарнези будущим папой Павлом 3, а еще получил прозвище Федра, от того что в спектакле Сенеки, где он исполнял роль Федры, на его монологе рухнули декорации, а Томмазо как ни в чем не бывало продолжит монолог на ходу импровизируя монолог героини, чтобы отвлечь внимание зрителей от случившегося.

Брать огонь на себя будет одной из характеристик Федры в течении всей карьеры гуманиста и философа. Несмотря на его веселый и импульсивный характер, Томмазо будет возведен в дьяконы папской капеллы, станет префектом библиотеки Ватикана и секретарем Пятого Латеранского Собора.
С Рафаэлем у него завяжутся приятельские отношения, когда они вместе будут работать над Палатами Юлия 2, для которых Ингирами будет разрабатывать и адаптировать сюжетную линию.
Первый раз Рафаэль изобразит Ингирами в образе Эпикура в Афинской школе. А через несколько лет, после несчастного случая на дороге Ингирами в благодарность за то что выжил, закажет Рафаэлю свой автопортрет, который сейчас выставляется во дворце Питти.
На не мы видим моложавого мужчину вроде бы серьезно, но вто же время театрально вопрошающе смотрящего в небеса. Сюжет скорее всего разработал сам Ингирами, решив увековечить себя в позе Евангелистов. Рука с пером застыла нал белым листом бумаги, он как прилежный секретарь, уже весь во внимании, чтобы не пропустить ни одного слова сказанного свыше.
Реализм Рафаэля поражает когда начинаешь всматриваться в образ: не скрытое даже ракурсом косоглазие Томмазо, холеность рук, одутловатое и ленное тело, при этом какая-то внутренняя подвижность легкость героя. Мне порой кажется, что сейчас Ингирами обернется на нас и лукаво улыбнется.
Это одна из работ по которой я училась вновь смотреть на искусство эпохи Ренессанса из моего окошечка якобы насмотренной и знающей девицы!

Вот так.

ИГОГОГОГОГОГОООООООО

ma4ga