Вольтерра-суровый город

 «Вольтерра – темный и угрюмый…» – вздохнет Павел Муратов, русский искусствовед и путешественник. «Это город ветра и камня…» – подхватит итальянский поэт, писатель, политический деятель Габриеле Д’Аннунцио.

вольтерра с гидом

Эхом в продолжение Лукино Висконти снимет здесь черно-белый детектив «Туманные звёзды Большой Медведицы», а Стефани Майер поселит в затаенных закоулках Вольтерры самый древний род вампиров Вольтури в своем бестселлере «Новолуние».

Вы только приближаетесь к городу, а ландшафт, окружающий древние крепостные стены, уже нашептывает о том, что весело не будет. Очень хорошо помню мое первое впечатление несказанной тоски при встрече с глухой печалью выветренных холмов. Меня все время что-то беспокоило здесь, но, как это бывает, со временем я привыкла, перестала ощущать эту тревожность и стала «своей».

А как же сама Вольтерра, ее современные жители? Как они живут в этой «суровой» действительности?

Думаю, это похоже на хроническую боль: в какой-то момент ее перестаешь ощущать, она становится частью твоего сущего, и нужно перестать суетиться, чтобы услышать, как захлебывается сердце в твоей груди или окружающие тебя холмы уныло спорят с ветром о вечном.

Суровый город выбирал нелёгкую судьбу. Разграбленная войсками Флоренции в 1472 году Вольтерра повиновалась и начала свой медленный танец декаданса, превращаясь все больше в каменную деревню с грандиозным прошлым. Разнесенные в клочья мародерами кварталы расчистили, расширили крепость, поставив в ней устрашающую башню Иль-Мастио – символ величия Лоренцо Великолепного, и зажили под присмотром Марцокко, грозно скалящего пасть с порталов общественных сооруженийi. Благодаря долгим связям коммерсантов и аристократов город как-то дотянул до 19 века, а тут и Габсбурги креативные подоспели, восстановив добычу соли и алебастра.

 

 

К концу 19 века Вольтерра совсем окрепла и открыла в стенах бывшего монастыря психбольницу Аsilo dementi – ясли для психов. Шути не шути, а больница стала экономическим ресурсом, дающим работу многим горожанам. А в 20 веке из крепости, построенной Медичи, решили сделать тюрьму строгого режима.

Психлечебницу в 1987 году расформировали, в 2013-м режим в тюрьме изменили на средний, но вековой суровости от этого у Вольтерры не убавилось.

В 1987 году в город приехал молодой театральный режиссер Армандо Пунцо, создавший в 1988 году театр для тюремных заключённых Compagnia della fortezza. Сейчас Армандо является художественным руководителем театра «Сан-Пьетро» в Вольтерре и активным деятелем культуры, который не только создает театральные постановки, но и проводит инсталляционные акции, способствующие привлечению внимания к истории и культуре Вольтерры.

 

 

 

«Два года я шагал по городу, собирая забытые шорохи, атмосферу прошлых эпох, игру света и тени, окна, смотрящие в пустоту, далёкие голоса. Я спрашивал себя, какое значение имеет человек во всем этом…»

Так и живет Вольтерра, прислушиваясь порой к пульсации жизни в своих каменных артериях и шепоту ветра в переулках «добрых соседей», меж громоздких домов башен, оставшихся сторожить мрачные сны истлевших привидений, навеянные длинными тенями погребальных статуэток этрусков.

ИГОГОГОГОГОГОООООООООО

*Скульптура льва работы великого итальянского скульптора Донателло – символ Флоренции. Название, по мнению некоторых ученых, – является уменьшительным от «Марс» – имени римского бога, бывшего когда-то символом Флоренции. – Прим. ред.

ma4ga