19 марта католический мир справляет день Святого Иосифа Плотника (San Giuseppe) – земного отца Иисуса Христа.
Для многих, многих, многих итальянцев это праздник папы. Не Папы Римского, конечно, а родного, любимого, единственного папы. Малыши поздравляют своих отцов, а родители, в свою очередь, делают подарки сыновьям с пожеланиями и заветом быть в будущем любящим и терпимым отцом, каким был Сан-Джузеппе.
В христианском мире культ святого известен с раннего Средневековья, его почитал бенедиктинский орден. Святой Бернард Клервоский – монах, теолог, мистик, распространитель ордена цистерцианцев, один из создателей духовного рыцарского ордена тамплиеров – посвятил святому Джузеппе много славных строк, обосновал его значимую роль в защите и воспитании Христа.
За бенедиктинцами к празднованию дня святого Джузеппе присоединились нищенствующие ордены католической церкви и за сервитами Девы Марии голову перед святым в почтении склонили и францисканцы . Но только в 1612 году по указу папы Григория VI праздник стал официальным и вошел в литургический календарь.
Народ же веру уважает, но интерпретирует ее по-своему.
Уже в 6 веке ирландские монахи принесли в Европу празднование дня Святого Джузеппе. И если по кельтским традициям костры жгли на весеннее равноденствие, примерно 20 марта, то в ирландско-кельтской христианской традиции жечь их стали 19 марта в честь вестника весны – отца земного Господа Иисуса Христа.
Накрытые на праздник столы в этот день ломятся от сладостей и вина, не зря же говорится: «San Giuseppe frittellaro» – «Блинный Сан-Джузеппе». Но сладости эти больше похожи на жареные колобки или миниатюрные пончики, чем на блинчики. Такие же фрителлэ (frittelle), но только больше и с разными начинками едят и в карнавальные гулянья. Ко дню святого же пончики «усыхают», становятся меньше и скромнее – все же пост на дворе и Пасха не за горами.
Святой Иосиф – покровитель отцов, плотников, столяров, рабочих, экономистов, адвокатов, умирающих. По канонам католической веры изображается в голубом одеянии, на правой руке его восседает младенец Иисус, в левой же Джузеппе держит ветвь с несколькими распустившимися лилиями. Но это только канон, талантливые творцы различных эпох видели в Иосифе прежде всего ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ. Как видели так и изображали.