История одной фрески

 

В 1999 году в Масса-Мариттиме при реставрации Дворца Изобилия (Palazzo dell’Abbondanza, массетанских складов провизии на случай войны или голода) под слоем штукатурки над чистейшими ваннами проточной воды городского фонтана, помещенного под сень трех готических арок дворца, нашли удивительную фреску.

На одной из стен фонтана средневековый художник не постеснялся нарисовать дерево с двадцатью пятью фаллосами вместо груш или яблок. Женщины, стоящие под деревом, старательно собирают загадочные плоды в корзины, а одна даже затеяла драку и вцепилась в волосы соперницы за право владеть большим. Всю сцену овевают крылья черных ворон, нервно кружащих вокруг загадочного дерева, и в эту черную стаю еще записался геральдический черный орел, как-то скромно, но уверенно расправивший крылья в углу сцены. После первого шока специалистов от истории искусств фреску окрестили «Деревом плодородия» и начали исторический поиск…

Дворец изобилия был построен в период высшего расцвета города, в 13 веке. В 1228 году город становится свободной городской республикой, а значит, больше не признает ни власть Пизы, ни власть Сиены, а тем более власть епископов города. За этой датой, как фейерверк над праздничной площадью, расцветают новые значимые и важные для истории города события. Одно из них – постройка складов провизии в 1265 году.

До 1266 года городом управляют гибеллины – приверженцы императора, гвельфы были на тот момент партией папы римского (все города в Тоскане того времени принадлежали какой-то одной из партий, время было кровавое, как, впрочем, все времена, и Масса несколько раз входила в легу (союз) городов гибеллинских против городов гвельфских). В 1265 году Дворец изобилия, или склад провизии, как сказали бы мы, «сдали под ключ» при подесте (правителе) города Ильдебрандо да Пиза.
И все невероятным образом встало на свои места. После долгих поисков и апотропических версий (хотя уверена, что и это присутствует в этом «первом политическом манифесте») стало понятно: отпугивать было надо, и знали, как. Фаллического символа нечисть языческая боялась, как распятия. Удивительно для нас, что в 1265 году эта нечисть еще жила и «вредила» и боялась. Оказалось, что орел, скромно прижавшийся к углу фрески, есть символ гибеллинский, а фреска над единственным в городе источником, куда приходят все горожане запастись водой, напоить скот, постирать белье, – пропагандистский плакат того времени, крик души и сердца о славе и величии партии имперской – гибеллинов. И только в их правление может быть Изобилие (прямо над источником – городские закрома), и только в их правление могут созревать фаллосы, как груши на деревьях (символ благополучия), и падать в корзинки прекрасных дам, и только в при их власти может напиться чистейшей воды из городского источника каждый жаждущий (под закромами проходят галереи подземного акведука протяженностью около 300 метров и высотой метр девяносто), и только их имперский орел разгонит «черных воронов», налетевших за легкой добычей. И пока таковой идея о фреске и оставалась.


А после 1266 года к власти в городе пришли гвельфы- в папу римского верить, фаллосами перед миром срамиться. Фреску замазывают и забывают на века. Спасибо гвельфам за заботу. А нам остается заезжать в Масса-Мариттиму полюбоваться на единственное произведение в этом духе и этого рода, созданное в «темном» Средневековье, пока новые реставрации, палящее солнце и жаркий климат не испепелят цвета штукатурки, превратив ее в воспоминание на цветных туристических открытках славного города Масса-Мариттима.

 

ИГОГОГОГОГОГООООООООООООООООООО

ma4ga