Богоявление в зимнюю ночь праздники все унесет от нас прочь

 

гид по флоренции

Вот и приехали… и Старая Ведьма подметая последние праздничные конфетти, развесит душевно над каминами носки с разноцветными конфетами, поохивая слетит с колоколен многих городов Италии в детскую толпу, собравшуюся на площади поглазеть на полет доброй ведьмы и раздав последние карамельки, сладкий уголь, мандаринки, удалится прочь со всеми Рождественскими Праздненствами, аж до Февраля, когда настанет время карнавальных гуляний.
Хватит Зиму чествовать.
Пора готовится Весну встречать.

У православных на дворе канун Рождества. А у католиков какой-то ведьмовский шабаш. Если не считать Волхвов, но о них и их дарах не везде еще и вспоминают. И так бредут они веками темными через стройные ряды переодетых в Бабку-Ёжку женщин, и из двенадцати известных когда-то (наверное, их имена знали в ту пору даже новорожденные младенцы) добредают до наших времен только три: Каспар, Мельхиор и Балтасар.

Мельхиор в юности представлялся мне худым европейцем с белой гривой волос и тонкой бородкой под стать его тонким пальцам, которые вряд ли смогли бы удержать меч, разве что шпагу, и одет он был во все белое, с серебряным и золотым блеском нити на сгибах рукавов, как чайные ложки моей мамы, которыми я все свое детство, тщательно выскребала последние подсохшие капельки сгущенки из жестяных банок. Какие же еще могли быть у меня ассоциации,- в моем детстве не было Эпифании. И когда Мельхиор вдруг обрел лик африканской смуглости, в остальных магах* я уже не сомневалась…


Как говорится в итальянской поговорке, праздничные дни, к сожалению, с 5 на 6 января заканчиваются, и остается ждать карнавалов. Но сначала – как следует погулять и повеселиться со счастливыми детишками, которым ах какое раздолье в эти дни! Старушка Бефана*, больше похожая на добрую Бабу-Ягу, чем на милую фею. Слов на ветер не бросает бабуся, прилетает на метле с полными мешком сладостей и аккуратно раскладывает их по большим и маленьким носочкам, развешанным детьми над каминами в ожидании вкусняшек от доброй старушки.

«Темной ночью летает Бефана,

Башмаки ее стерты, И юбка рвана.

Да здравствует добрая фея Бефана!»

Конечно сейчас носки над каминами заменили мешочки в виде носков, уголь для плохих детишек – крашенным сахаром, но, как говорил Джанни Родари: «Как вы смеете утверждать, что бывают плохие дети? Становитесь на колени и просите прощения!»
И долгожданный праздник будет чествовать вся Тоскана.  5 или 6 января ( в зависимости от года) во Флоренции пройдет ежегодное шествие Волжвов (La cavalcata dei Magi), в 14.00 от Палаццо Питти стартанет исторический кортеж, пройдя по центральным улицам города и 700 костюмированных участников вместе с флорентийским волхвами принесут дары младенцу Иисусу и Богородице у Кафедрального собора города – Санта-Мария-дель-Фьоре.

Если вы не успеваете в этом году, в следующем все вновь повторится.

А причем тут волхвы, спросите вы. Вот и я тоже была в замешательстве, пока не узнала что в 16 веке сложили возрожденческие умы Флоренции такую легенду.
Когда шли волхвы в Вифлеем, к месту рождения младенца Иисуса, то как-то темной и облачной ночью они заплутали: не было видно звезд на небе, и не могла им помочь их путеводная звезда. В темноте увидали они светящееся окошко небольшой лачуги, приблизились, постучались, долго ждали, когда им откроют. И вот наконец в освещенном дверном проеме появилась старая бабка. Она так была замучена своими земными делами и делишками (еще как назло старое корыто к ночи сломалось), что и не поняла, кто стоит в темноте перед нею. Волхвы вежливо спросили у нее дорогу на Вифлеем, сказав, что спешат к рождению младенца, которому суждено стать единственным Богом. Старуха так была рассержена на свое корыто, что даже и не слушала спутников и, как только они закончили речь, в порыве гнева, что ее отвлекают от ее важных дел, махнула рукой: мол, вон там. Путники, переглянувшись, попросили ее присоединиться к их каравану – стать их проводником, но старуха отмахнулась от предложения, сославшись на большую занятость: кто скот то будет кормить без нее! Так волхвы ушли в ночь, заблудились и, проплутав, вышли все же к хлеву, где родился Иисус, но на двенадцать дней позже. А старуха, как-то думая о своем, мирском, вдруг вспомнила, о чем говорили ей путники, ахнула, схватилась за голову и запричитала: как же так она могла отказаться от предложения принести дары Спасителю и помочь волхвам в их долгом пути! Собралась вмиг и пошла, только куда идти не знала, поэтому, как встречала дом с новорожденным, оставляла ребеночку подарок. Вот так, говорят, до сих пор и бродит от дома к дому…

А что получается-то: в каждом новорожденном есть частичка божия и каждый заслуживает Дара.

Правда ли: феи порою ночной
Сыплют гостинцы в чулок шерстяной?
Правда ли: феи на праздник игрушки
Детям хорошим кладут под подушки?
Я не шалил, хорошо себя вёл,
Но ничего я в чулке не нашёл.
Милая фея, в канун новогодний
Должен твой поезд промчаться сегодня.
Только боюсь я, что в поезде скором
Ты пронесёшься по нашим просторам
Мимо убогих домишек и хат,
Мимо хороших, но бедных ребят.
Фея, мы будем тебе благодарны,
Если ты выберешь поезд товарный.
Пусть он стоит у любого двора,
Где ожидает тебя детвора!
Джанни Родари
ИГОГОГОГОГОГОГООООООООО

*Богоявление (Эпифания, с деревнегреческого) — древнехристианский праздник наряду с Пасхой и Пятидесятницей.
*Epifania tutte le feste porta via (it.) -«Богоявление в зимнюю ночь, праздник все унесет от нас прочь…»
*Волхвы в итальянском языке I re Magi — короли-маги, скорее всего, от арабского, в арабском — от персидского, в персидском — от зороастризма, где магами называли жрецов.
*В фольклоре Италии добрая старушка-фея. Внешне похожа на нашу Бабу-Ягу, летает на метле в ночь с 5 на 6 января и разносит детям подарки. «Бефана» — сокращение от » Эпифания» . Образ ведьмы на метле, скорее всего, еще языческий и связан с древнеримскими поверьями.

На фото: три лика волхвов с фресок Капеллы волхвов во дворце Медичи- Риккарди. Флоренция, 1459 г.

ma4ga