Дайте прикоснуться к Андрею

 

Утро 30 ноября. Спешу в Художественный музей по пустынной улице маленького городка названного кем-то, не помню кем, «идеальным городом эпохи Возрождения».
Практика.
Мне уже все нравится.
Надпись над крепостными воротами города:
PROTEGE VIRGO CIVITATEM TUAM — ЗАЩИТИ ГОРОД ТВОЙ, ДЕВА.
Отсутствие людей на центральной улочке города.
Закрытые жалюзи магазинов.
Тонкий,навязчивый запах овечьих сыров, которыми славится Пьенца.
Узнаваемые места, типа:
Вот в эту арку въехало старенькое Рено на которой героиня из «Есть. Любить. Молиться» поехала в «деревню» к друзьям готовить рождественскую индейку, или вот на этой площади в фильме Франка Дзеффирелли, Ромео что то празднует со своими друзьями.
И сам музей, в который я спешу ранним воскресным утром, это тоже захватывающая история дворца Родриго Борджиа будущего, папы Алекандра VI, который конечно, не собирался палат себе в «захолустье» строить, но пришлось, папа Пий II настоял.
Дожидаюсь моих коллег и начинаем обзор музея, повторяя заученный материал_ в ожидании случайно заглянувших «на огонек» туристов, медленно продвигаясь по залам, доходим до зала сиенского Кватроченто.
И видим такую картину.

Усатый и бородатый тип, усердно крутя ручку, вставленную в край витрины, точным движение уличного шарманщика, «вскрывает» бронированное стекло. При этом, пуленепробиваемое стекло, безоговорочно поднимается на каких-то невидимых шарнирах, оголяя позолоченный ковчег, усыпанного драгоценными камнями Святого Андрея Первозванного.

Без сомнения, в порыве:
— ОЙ! А это вы что делаете!?
Без сомнения, бородатый тип в ответ:
— Мощевик Андрея достаю!
С удивлением отвечаю:
— Это вы зачем это его достаете то?
Усатый с уверенностью:
— Щас в Храм понесем. Сегодня праздник в городе.
-Аааа! — мы все вместе:- Сегодня же 30 ноября!
День Святого Андрея Первозванного, покровителя города Пьенцы.

Святые мощи Андрея Апостола попали в Италию в середине XV века, когда деспот Фома Палеолог, принц Мореи, небольшого государства на Пелопоннесе, спасаясь от преследования захватчиков Османской Империи, по приглашению папы римского Пия II, пришвартовался к берегам Италии, привезя с собой ценный груз, забальзамированную голову Андрея Первозванного и десницу Иона Крестителя.
Мощи Андрея были привезены Палеологом, в серебреноф дарохранительнице византийского скульптора IV века, доставленный в Рим с почестями и переложены в новый, более «модный» ковчег, выполненный флорентийским художником и золотых дел мастером Симоне ди Джованни Кини. «Старый» же ковчег, Пий II отправляет в дар своему детищу, любимому городу, отстроенному им же и названному в честь него же славным именем- Пьенца.

В 1964 году по просьбе Митрополита Греческо православной церкви, папой Павлом VI святые мощи Андрея возвращают христианской церкви вместе с византийским мощевиком.
Не задумываясь, совсем бесхитростно, обращаясь к бородатому-
— А можно я ковчег потрогаю?!
Он в ответ так же спокойно:
— Трогай!
Протягиваю руку к серебряной поверхности бюста, кладу пальцы на прохладную поверхность метала. Надо наверное что то загадать — думаю. Стараюсь сосредоточиться на мыслях.
— Пи пи, фи фи, буль буль, жжжжж шшшшш!
Одни помехи в голове, никаких мыслей.
— ЭЭЭЭх, -ворчу про себя- Вот когда надо, нииииичего путного в голову не лезет.
Тут приходит другой, молодо и здоровый, с красным выцветшим мешком, за ним плетется недовольная музейщица и маленькая скучающая девочка. Бюст достают и ставят на скамейку для посетителей в центре зала.
Лепота, такое спокойный взгляд у Апостола, вроде бы и на тебя смотрит а вроде бы и сквозь тебя, золотые волосы чуть выше плеч, какое-то БЛАЖЕНСТВО во всем обличье.
Обращаясь к молодому:
— А что это правда, что челюсть Андрея в ковчеге так и осталась?
Молодой с гордостью- Правда!
Мы как сороки со всех сторон, в запале страсти:
— АААА! Дайте прикоснуться к Андрею!
Музейная работница расставив широко ноги и вскинув руки в стороны:
— ААААльт! Никому не приближаться! НИ-ЧЕ- ГО неее трогать! У меня и так предынфарктное состояние! И вообще посторонние покиньте помещение!
Тихо кучкуемся за ее спиной.

По описаниям историков того времени, Папа Пий II подарил византийский мощевник Пьенце вместе с челюстью святого. В 1964, когда папа Павел VI вернул мощи христианам в византийском ковчеге, что бы не обидеть, а отблагодарить Пьенцу папа отправляет сюда, «новый», возрожденческий ковчег. Именно в нем, по городским преданиям, храниться святая челюсть их божественного покровителя не возвращенная горожанами Патре, месту казни Святого Андрея.

Наблюдаем из-за спины работницы, с предынфарктным состоянием, как бюст укладывают в красный выцветший мешок и молодой, лихо закинув его за спину, предвестником приближающего нового года удаляется восвояси.Смотрю как покидает зал сиенского возрождения почетный квартет и думаю что же сказать ТАКОГО важного.

— Поздрвляяяяююююю!
Кричу в след одновременно с напутствиями моих коллег.

ИГОГОГОГОГОГОООООООООО

гид по тоскане

* По средневековым легендам, в 8 веке из Константинополя, Святые мощи Андрея, были перевезены шотландским монахом Регулусом и хранятся в Кафедральном Соборе- Сэн-Эндрю, по другой в 1208 году крестоносцы привозят части мощей их на Амальфи, итальянский остров где они и находятся, В 1461 Фома Палиолог привез голову святого в Рим в признательность Папе за гостеприимство.

* Пекорино- от ит., pecorino, потому-что сделаны из овечьего молока. Пекора-pecora, по итальянский- овца, пекорино- сыр из ее молока и забудьте о коровке, вы в Тоскане, наслаждайтесь ароматами незатейливой крестьянской, такой здоровой и вкусной кухни.

ma4ga