Микеланджело Буонарроти-«Я тысячами душ живу в сердцах»…

«Творенье может пережить Творца,
Творец уйдёт, природой побежденный
Однако образ им запечатлённый,
Веками будет согревать сердца»
М. Буонарроти

Магический месяц февраль.

Еще не весна и зима будто холодней, и снежные метели, и сопливые дожди, что бы поверили люди, в могущество Стужи, только на время уступающей свое время Теплу.

Месяц февраль, убивает холодом, возрождает первыми каплями и поистине весенним солнцем, дни становятся длиннее, ночи короче, ставший плотным воздух, пахнет светом.

Ночью 18 февраля 1564, года сердце восьмидесяти восьмилетнего Микеланджело перестало биться.
Дивино Микелоньоло* отбыл в мир иной на пороге своих 89 лет, в полном уме, но не во здравии.

Хандра, а вместе с ней болезнь, вероломно прокрались в могучее сердце мастера, спрятанное от злых языков обывателей, под старые, изношенные одежды.
Утром 13 февраля, за пять дней до смерти, Буонарроти проснулся с четким осознанием того, что месса в Санта Марии сопра Минерва, не должна быть пропущена, накинув на уставшие плечи черный плащ, ставший в миг тяжелым грузом, этой уходящей из под ног, материальности, Микеланжело вышел из дома и направился в сторону церкви. В этой не далекой, от его земной обители, прогулке, был еще один важный момент, старцу, укрывшемуся от любопытных глаз, в широких раструбах своего плаща, страстно захотелось увидеть Пантеон, великое творение человечества.

В шумной толпе карнавальных гуляний, проходящих по всем улицам и маломальским закоулкам Рима, черный плащ «Божественного» зодчего, бросался в глаза, даже самым рассеянным прохожим. Скоро ученикам, жившим вместе с Буонарроти и ухаживающим за ним, было доложено где искать учителя, и поспешивший на помощь ослабевавшему мастеру, Даниеле да Вольтерра привел домой уставшего и больного старика.

На все уговоры лечь отдохнуть, мастер отвечал отказом с какой-то неистовой нервностью. Велев затопить посильнее камин, и подвинуть к нему поближе сундук с рисунками, эскизами, не дописанными сонетами и письмами, Микеланджело начал последовательно сжигать, вначале письма, потом свои произведения.

В доме у Капитолийского холма, с небольшим огородиком, мастерской на первом этаже и спальнями на втором, огонь пылал три дня. Три дня, с небольшими перерывами на сон Микеланжело сжигал свою память, иногда даже не раскрыв очередное письмо, или не раскрутив рулон пожелтевшей бумаги бросал их в огонь.
Иногда же, долго перечитывал написанное, убегая вместе со строчками в какое-то глубокое воспоминание, когда перед его горящими, от лихорадочных всполохов огня, глазами, начинали вырисовываться картины минувшего, он замирал и пристально вглядывался в прошлое, но внезапно пробудившись от наваждения, брал очередную стопку бумаг и кормил не утихающие языки душевное пламени.
На четвертый день огонь угас и пришло бессилие, следующие два дня мастер провел в постели, ничего не прося и никого не тревожа, веки ее потухших глаз были прикрыты, взор уже рассматривал бескрайние просторы неминуемого будущего.
Причастие было кратким: «Отдаю душу Богу, тело земле, имущество родным.»

В полдень 19 февраля, кортеж из официальных лиц, прибыл к дому Божественного Микелоньоло, все имущество мастера, должно было быть переписано и отныне принадлежало государству, процедура переписи, предназначенная для королей, принцев, графов и римских пап, подчеркивала статус скульптора, отвергавшего всю свою жизнь всякую привилегированность.
Римский папа Пий IV оскорбил и собирал комиссию по созданию усыпальницы великого зодчего в церкви Святого Петра.
Козимио I Медичи и приближенные его двора во Флоренции, разрабатывали план, как вернуть тело ушедшего мастера, его родному городу.
А где хотел покоится сам Буонарроти? В Санта-Мария сопра Минерва или Пантеоне или….?

Прибывшему в Рим племяннику, Леонардо Микеланджело Буонарротти, был выдан сундук, с золотыми дукатами, на которые мог жить припеваючи любой принц тогдашней Европы, ни на что другое Леонардо не мог рассчитывать, как только на состояние накопленное его дядей на благо семьи. Но любимый племянник, сын старшего брата Микеланджело, спешил в Рим, за самым важным, что мог оставить после себя мастер и в долгих перипетиях, подкупах и обманах, бездыханное тело его дяди, под покровом ночи, все же было вывезено из Вечного города и доставлено во Флоренцию 11 марта.

В 1534 Микеланджело уехал из Флоренции, что бы в нее больше никогда не вернуться. Его вера в республиканское правление была настолько велика, что вынести очередной приход к власти, семьи Медичи, он не мог и как только подвернулась оказия, скульптор выезжает без оглядки на городские крепостные стены, бастионы которых были спроектированные и отстроенны им самим, в надежде защитить город, от имперских пушек, Республику, от натиском алчущих тиранов.

Его последняя работа «Пьета Ронданини», оставшаяся незаконченной в римской мастерской, скорее всего предназначалась для его личной усыпальницы, творец чувствовал приближающийся конец, рассматривал его через призму верного христианина и скорее всего задумывался над местом своего захоронения.

Но бездыханное тело, не выбирает.  Долг живых позаботиться о тленом, дав ему достойное погребение, о памяти, продлевая ее тонкой, незримой ниточкой из прошлого в будущее.

«Я тысячами душ живу в сердцах,
всех любящих, и значит, я не прав,
и смертное меня не тронет тленье.»

И тление действительно обходило стороной, останки «Божественного Микелоньола». Его тело с почестями было доставлено во флорентийскую Церковь Сан-Лоренцо, уложено на смертный одр в Старой Сагрестии, прямо над могилой Джованни ди Биччи Медичи, основателя, прародителя флорентийской династии. И только 14 июня, 4 месяца спустя смерти, с королевскими почестями, огромным погребальным кортежем во главе с правящей графской семьей Медичи, перенесеноо в церковь Санта-Кроче, где захоронено в монументальной гробнице, рядом с Макиавелли и Франческо Нори, друга Лоренцо Великолепного, погибшего, прикрывая его своим телом, от смертоносных ножевых ран 26 апреля 1478 года и напротив будущей гробницы Галилео Галилея, который еще ничего не зная о Великом мастере Микеланджело, сказал свое первое «Уа-уа» 15 февраля 1564 года, за три дня до ухода Буонарроти.
Мир дает, мир забирает.
Аминь.

Гробница Микеланджело в Санта-Кроче Флоренция

ИГОГОГОГОГОГОООООООООООООО

*Дивино Микелоньоло- Divino Michelognolo, прозвище Буонарроти- Божественный Микеланжело (ит.)

ma4ga